Второе погружение в купель. И в воду вошли вместе…

Второе погружение в купель. И в воду вошли вместе…

Уже в конце крещенской купели, когда многие потянулись к своим машинам, к станичному атаману Алексею Немову подошла женщина.

– Пожалуйста, окунитесь с моим сыном. Сам он никак не решится.

Атаман не заставил себя уговаривать. Снова снял папаху, камуфляж . Вместе разделись – сорокалетний атлетического сложения мужчина и мальчишка лет семи – тонкая лозинка.

И в воду вошли вместе. И после трёх погружений атаман выхватил мальчишку из воды и поставил на деревянный трап. Мальчишка резво выбежал
на берег, где с тёплой одеждой и распахнутым полотенцем его ждала розовощёкая мама.

Сын не только принял крещенскую купель – окунулся со станичным атаманом!

– Спасибо, атаман. Для сына это очень важно – он искупался.

– И не только искупался. Он ещё и слово дал: когда подрастет, вступит в казаки. И молодец – первый шаг к этой цели сделал. В этом году крещенская купель, кстати, второй раз организованная на водоеме у восточной окраины поселка Михайловка, первых крещенских купальщиков приняла уже в полночь. А самый пик наплыва желающих окунуться в ледяной крещенской воде выпал на час после полудня. Многие приехали, увидев в центре села баннер, приглашающий совершить обряд в честь Иисуса Христа. Когда на правлении станичного казачьего общества обсуждали подготовку к празднику, многие казаки высказались за шулюм. И посмотрели на фермера Гоннова – специалиста по этому блюду среди станичников лучше не сыскать. И Александр Викторович блеснул кулинарными способностями. Сам освежевал, разделал баранчика. Все остальное – картошка, лук, специи –никаких проблем не доставили. И после полуночной службы в храме, с утра, на вольном воздухе у водоёма развели казаки огонь. Когда мясо в шестиведёрном чугунном котле уварилось, бросил несколько очищенных луковиц, добавил соли. Ох, и славный получился шулюм. – сам дегустировал! А фермер Гоннов, раздавая казачье угощение купальщикам, приговаривал: «На здоровьице». И на благодарности купальщиков отвечал просто:
«В следующем году ещё лучше будет!»

Вот к купели подходит старейший купальщик села Василий Васильевич Леонов. Его экипировка отличается
от купальников других прихожан. Её он привез из самого Иерусалима, после паломнической поездки по святым местам. На длинном до колен балахоне изображена репродукция иконы «Крещение Иисуса Христа».
В этом одеянии Василий Васильевич окунался в воды Иордани. И январская вода нашей купели, от того,
что в неё погрузился паломник по святым местам, стала ешё целительнее.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13

А этот молодой человек лет шестнадцати – Дима Шарошкин – приехал только посмотреть. Увидел, как бесстрашно входят в воду люди немолодые, солидные женщины, совсем юные девушки – даже малыши начальных классов, подумал: что же я до сих пор на берегу?!. Я же казак! И – бултых в воду! Купель будто пронзила каждую клеточку его тела. Но вышел из воды, растерся, и теплая волна окатила казачка с головы
до ног. И взгляды взрослых потеплели. И друзья стали смотреть по-другому – с одобрением – и сказали –молодец, Дима!

– Людей в этом году на удивление приехало больше, чем в прошлые годы, – сказал он после купания отец Виктор. – Хотя погода в прошлом году была лучше. А сегодня – и снег, и мороз. Но человека, если он хочет подвиг свой в честь Господа нашего Иисуса Христа проявить –погодой не испугать. А площадку казаки в этом году лучше подготовили. В меню появился шулюм. В прошлом году был только чай.

Купание уже продолжалось второй час, а народ не спешил уходить от водоёма. Одна уже немолодая женщина, завидев главу администрации Александра Викторовича Кравченко, который после ледяной водицы согревался чаем, заявила.

– Хочу выразить вам благодарность!

– Так надо сказать спасибо вам – приехали, не испугались мороза, снега. А если кого и благодарить – так казаков. – и Кравченко повернулся к Немову. – Слышал, Алексей?

Розовощёкая купальщица – Валентина Зиньковская – сложив в порыве руки на груди, поклонилась:

– Спасибо, атаман! После сегодняшней купели будто заново на свет родилась.

– Это казакам надо говорить. – улыбнулся атаман. – А за площадку спасибо в первую очередь благодарите Владимира Ивановича Чурина. Они и арку в газопроводе на Михайловск сделал, и дорогу отсыпал – это было ещё год назад. А в этом с его помощью мы площадку расширили для стоянки машин, спуск подравняли, на берегу землю под раздевалки и столы спланировали.

Очередная партия купальщиков окружила к обогревательно-питательный пункт. Дотошный фотограф то
с одной стороны зайдет, то свой интерес к процессу вопросом обозначит. Вопрос, вроде, и серьёзный: «Откуда.дровишки?» Но главный шулюмовар Гоннов на мгновенье застыл с черпаком, да и другие перестали шулюм хлебать –грянули хором: «Из леса, вестимо!» И всем ещё веселее стало. И тому, кто спросил, и тем, кто ответил – не забыли классика русской поэзии! И правда – в этот день всё дышало поэзией: плеск крещенской полыньи, возгласы купальщиков, недалёкий зимний лес и белый лёд водоёма. А как величественно кружились снежинки! На фоне обрывистого рыжего берега они видны особенно отчётливо.

Снег идёт.

Смотри и слушай.

Так вот просто и хитро

Жизнь порой врачует душу.

Ну и ладно. И – добро.

Седой, как лунь, мужчина, прихлёбывая обжигающий чай, молча смотрел на заснеженный водоём. Когда чай в стакане закончился, он встал из-за столика и, ни к кому не обращаясь, вслух подумал:« И не холодно. И жить хочется!»

Фёдор Пилюгин

Добавить комментарий